Введение в системы управления базами данных


Оно задано на декартовом произведении



Пример 4

C (студент) B (предмет) A (Преподаватель)

Иванов Алгебра Шарипов
Иванов Базы данных Пушников
Петров Алгебра Пушников
Петров Геометрия Цыганов
Сидоров Геометрия Цыганов
Сидоров Базы данных Пушников

Таблица 4 Отношение "Посещать лекции"

Рассмотрим отношение

Оно задано на декартовом произведении
подробнее. Оно задано на декартовом произведении
Оно задано на декартовом произведении
. Это произведение, содержащее 3*3*3=27 кортежей, можно назвать "Студенты-Лекции-Преподаватели". Множество
Оно задано на декартовом произведении
представляет собой совокупность всех возможных вариантов посещения студентами лекций. Отношение же
Оно задано на декартовом произведении
показывает текущее состояние учебного процесса. Очевидно, что отношение
Оно задано на декартовом произведении
является изменяемым во времени отношением.

Итак, факты о ходе учебного процесса удалось отразить в виде двух отношений третьей степени (3-арных), а сами отношения изобразить в виде таблиц с тремя колонками.

Удобство использования табличной формы для задания отношения определяется в данном случае следующими факторами:

  1. Все используемые множества конечны.
  2. При добавлении или удалении студентов, предметов, преподавателей просто добавляются или удаляются соответствующие строки в таблице.

Нас сейчас не интересует вопрос, хороши ли полученные отношения. Заметим пока только, что, как показывают следующие замечания, не любую строку можно добавить в таблицу "Посещать лекции".

Замечание. В таблицу "Посещать лекции" нельзя добавить две одинаковые строки, т.к. таблица изображает отношение

Оно задано на декартовом произведении
, а в отношении (как и в любом множестве) не может быть двух одинаковых элементов. Это пример синтаксического ограничения - такое ограничение задано в определении понятия отношение (одинаковых строк не может быть ни в одной таблице, задающей отношение).

Замечание. В таблицу "Посещать лекции" нельзя добавить кортеж (Иванов, Геометрия, Пушников). Действительно, из таблицы "Читает лекции по-", представляющей отношение

Оно задано на декартовом произведении
, следует, что Пушников не читает предмет "Геометрия". Оказалось, что таблицы связаны друг с другом, и существенным образом! Это пример семантического ограничения - такое ограничение является следствием нашей трактовки данных, хранящихся в отношении (следствием понимания смысла данных).

Содержание раздела